Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Новая жизнь
стойкого оловянного солдатика»
(реализация образовательных областей «Речевое развитие»,
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Везнер Оксана Валерьевна,
учитель-логопед МБДОУ № 53
г.Магадан
2015
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: развитие творческих способностей при моделировании сюжета сказки, развитие чувства патриотизма, формирование активной субъектной позиции ребенка в образовательном процессе
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»: расширять познавательный интерес детей, стремление к получению необходимой информации экспериментальным путем в соответствии с условиями целями деятельности; углублять представления о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных материалов (дерево, металл, бумага, резина, пластмасса, картон); воспитывать уважение к защитникам Отечества; развивать логическое мышление, способствовать формированию умения делать выводы на основе личного опыта
Образовательная область «Речевое развитие»: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речевого общения; совершенствовать умение сочинять конец сказки по ее началу; совершенствовать грамматический строй речи: образовывать относительные прилагательные, отглагольные прилагательные, подбирать синонимы, образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; воспитывать читателя, способного сопереживать героям литературного произведения; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей; способствовать развитию слухового внимания; совершенствовать формирование умения понимать смысл пословиц, крылатых выражений
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: способствовать развитию чувство патриотизма; способствовать формированию умения выбирать необходимое решение из предложенных вариантов, спокойно отстаивать свое мнение
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
закреплять приемы вырезания симметричных узоров из бумаги, сложенное по кругу в несколько слоев; способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
Образовательная область «Физическое развитие»: способствовать развитию мелкой моторики рук; совершенствовать формирование умения концентрировать внимание на предмете; формировать умение регулировать силу воздушного потока при глубоком выдохе
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном диалоге; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, умеет выражать и отстаивать свою позицию; ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности; ребенок обладает развитым воображением; ребенок хорошо владеет устной речью, способен использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. построения речевого высказывания, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; ребенок открыт новому, проявляет стремление к получению знаний, к собственному участию в развитии событий; ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за людей, защищающих свое Отечество.
В ролях: педагог-сказочник; дети-сказочники
Предварительная работа: знакомство со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Оборудование: 6 столов, мультимедийный проектор, экран, накидки для сказочников, игрушечные солдатики из разного материала (деревянные, стеклянные, пластмассовые, оловянные, бумажные, картонные, резиновые) ёмкости с водой, теневой мини-театр (солдатик, балерина, лодочка, замок, тролль), MP3 –плеер, барабаны, колокольчики, магнитный мольберт, ножницы, салфетки
Ход НОД:
Орг.момент. Дети входят в зал, здороваются.
Л: наступает замечательный праздник мужества, стойкости, смелости, храбрости. Какое название у этого праздника? (День защитника Отечества).
Л: правильно.
Сообщение темы.
Л: Сегодня, в преддверии этого праздника, предлагаю вам совершить путешествие в одну из сказок Ганса Христиана Андерсена.
Как вы думаете, почему на вас надеты плащи? (ответы детей). Мы, ребята, превратились с вами в сказочников. А теперь, вооружитесь биноклями и посмотрите на экран. Иллюстрацию к какой сказке вы видите? (Стойкий оловянный солдатик.) (При затруднении можно предложить отгадать загадку:
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик…Оловянный)
- Образование относительных прилагательных.
Л: из чего были сделаны солдатики в сказке Г.Х.Андерсена? (из олова).
Л: а если бы их выплавили из пластмассы. Как бы они назывались? (пластмассовые солдатики.)
Л: из стекла? (стеклянные солдатики.)
(Так же отрабатываются слова: железные, картонные, деревянные, бумажные)
- Экспериментальная деятельность (подошли к столу) Ребята, у каждого из вас – по одному солдатику. Посмотрите и потрогайте их.
У тебя из чего сделан солдатик? Значит он какой?(ответы: деревянный, железный и т.д.)
Л: В сказке оловянный солдатик тонет. Почему это произошло? (потому что он тяжелый (если такого ответа нет, можно спровоцировать его, задав следующий вопрос: какие предметы тонут в воде, если рассматривать их по весу?)
Л: Давайте поэкспериментируем по очереди, утонет ли ваш солдатик? (Обращение к ребенку с просьбой положить в воду солдатика). Что произошло? (он утонул)
- Образование отглагольных прилагательных.
Л: если он утонул, значит, он какой? (утонувший)
(тонет – тонущий, плавает – плавающий, намокает – намокающий, мокнет – мокнущий, промокает – промокающий, плывет – плывущий, погружается – погружающийся)
Л: оставим бумажного солдатика в воде. В конце занятия посмотрим, что с ним произойдет?
- Подбор синонимов, прилагательных.
Л: а пока предлагаю рассмотреть других сказочных героев сказки «Стойкий оловянный солдатик», с помощью биноклей. Назовите сказочного персонажа. (тролль)
Л: как его назвать по другому? (злой волшебник)
Л: назовите следующего героя (кухарка)
Л: как ее назвать по другому? (повариха)
(так же отрабатываются слова: табакерка – коробка, балерина – танцовщица)
- Продуктивный вид деятельности
Л: поскольку мы с вами сказочники, я предлагаю изготовить своих сказочных балерин. Подойдите каждый к одной из балерин. Чего не хватает вашим балеринам? (юбки)
Л: предлагаю вырезать юбки по контуру заготовок и надеть их на балерин
Л: вспомните, как описана балерина в сказке? (красивая, воздушная, лёгкая, изящная)
Л: Ребята, подуйте на своих балерин. Какая у вас балерина? (легкая, воздушная)
Л: А теперь посмотрим на наших балерин на мольберте. (дети размещают поделки на мольберт)
Л: Какие красивые у вас балерины! Легкие, воздушные… После занятия я передам их вам в группу
- Логоритмическая пауза
Предлагаю перевоплотиться в сказочных героев. Мальчики будут солдатами, девочки балеринами. Балерины подыграют солдатам на барабанах указательным пальцем. А солдаты будут под музыку маршировать и по моей команде произносить слова Я СОЛДАТ. ……………………………….
А теперь балерины выходят на танец. Мальчики подыграют балеринам на музыкальных инструментах, которые подходят танцовщицам. Балерины танцуют и вместе со мной под музыку проговаривают слова ПОКРУЖИСЬ…………………
- Придумывание нового конца сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Л: есть оловянный солдатик, есть балерина. Чем закончилась сказка Андерсена? (ответы) Вам понравился конец сказки? А что можно изменить?
Л: ну что, мои юные сказочники, проходите в сказочный театр. Попробуйте сами изменить конец сказки. Для этого вам может помочь теневой театр. Что в нём есть?: силуэт дворца, балерины, солдатика, лодки, злого тролля. Я расскажу начало конца сказки, а вы продолжите. Вы будете работать двумя командами, вам необходимо договориться между собой и придумать новый добрый конец сказки.
Кухарка принесла оловянного солдатика в комнату. Дети поставили его на стол. И он оказался в той же самой комнате. На столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей.
Л: Что дальше могло произойти? (работа в командах и представление нового конца сказки, логопед стимулирует на обсуждение)
Л: Вам трудно было сочинять конец сказки? Почему? (Я вижу, что вам было немножко трудно, мы будем и дальше тренироваться в сочинительстве. Если не трудно – потому что вы работали в команде)
- Образование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Л: молодцы, сказочники. Хороший конец получился у сказки. Предлагаю поиграть со словами по моему примеру, я говорю: «лёгкая балерина», а вы: «лёгонькая балериночка» (говорить с интонацией):
стойкий солдат - стойкенький солдатик
храбрый солдат - храбренький солдатик
бесстрашный солдат - бесстрашненький солдатик
Л: Подумайте, можно ли сказать так про солдат? Стойкенький, храбренький, бесстрашненький (нет.)
Л: Нельзя, п.ч., даже если солдат маленький, у него храброе сердце, он смелый и встанет на защиту людей.
- Интонационная выразительность речи
Л: ваша работа сказочниками подходит к концу. Предлагаю закрепить название сказки в вашей памяти. С разной интонацией произнесите название сказки. Весело как дети (СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОДАТИК), а теперь зло как тролль, ласково, как балерины;
- Итог
Л: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Пойдемте посмотрим, утонул ли наш бумажный солдатик. Посмотрите, даже бумажный солдатик очень стойкий и не сдаётся, про него можно сказать: стойкий солдат не знает слова «назад». Весь промок, но плавает.
Л: Вы сегодня были отличными сказочниками. Вы экспериментировали с солдатами, работали с балериной, перевоплощались в героев сказки. Что вам было сегодня труднее всего?
ВКЛЮЧИТЬ МАРШ СОЛДАТИКОВ - СЮРПРИЗ!!!!
Входит солдат (ребенок): - Спасибо вам ребята, за добрый конец сказки. За это я вам дарю разукрашки.
Л: Спасибо тебе, солдат. Мы передадим их в группу.
|