СКАЗКА - естественный спутник ребенка
Жила-была Сказка. Это была добрая и волшебная Сказка, которая умела творить настоящие чудеса. Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный - богатым, а слабый - сильным; Сказка, которая даёт человеку чувство защищённости и веры.
И жила Сказка в огромном дворце по имени Детство, где было очень много детей. Все дети были совсем разными: одни умели говорить, другие – хотели этому научиться, одни дети любили шумные игры, другие – предпочитали одиночество, некоторые дети любили плакать, а кто-то – смеяться. Но похожими они были в том, что все любили играть и мечтать.
И было совсем немного взрослых людей, которым посчастливилось задержаться в этом огромном Дворце по имени Детство. Это были люди, которые не забыли язык детей, умели и детей, и взрослых вместе, потому что в ней были и игра, и мечта…
Сказка– добрый носитель родного языка – легла в основу моей работы с дошкольниками, ибо овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и является основной задачей работы учителя-логопеда.
В своей деятельности мною были определены следующие направления работы со сказкой:
В ходе совместной деятельности с детьми сформировалась определенная система, содержащая разнообразные виды работ с постепенным нарастанием их сложности:
1. Проигрывание ребёнком знакомой сказки
Сначала предлагаем ребёнку сыграть маленький фрагмент сказки. Постепенно фрагмент увеличивается до проигрывания сказки целиком или ролевого участия в драматизации произведения.
2. Пластические этюды по мотивам знакомой сказки
Наличие представляемого образа помогает ребёнку легче войти в представление персонажа, смелее действовать в рамках его поведения, выполнять движения от его, а не от собственного лица.
3. Беседа по ходу знакомства со сказочным сюжетом
После знакомства со сказкой взрослый задаёт вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических категорий ребёнка, а также побуждающие его анализировать, рассуждать, делать выводы.
4. Проигрывание ребёнком сказки по мотивам знакомого произведения, с изменением персонажей, времени или результата действия
В начале обучения предлагаем для самостоятельного проигрывания сказку, в которой имеются минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету.
5. Проигрывание и моделирование ребёнком сказки по набору игрушек, персонажей (сначала по предложению взрослого, впоследствии по самостоятельному выбору)
В данном случае ребёнку приходится самостоятельно не только демонстрировать сказку, но и придумывать её сюжет. Вначале, в случае затруднений, напоминаем ребёнку сюжет, по аналогии с которым он может создать свой.
6. Участие детей в проектной деятельности
Одним из проектов стал День Сказки, в ходе его дети отправляются в путешествие по сказке, используя различные формы работы с ней; знакомятся со сказочным сюжетом в необычной обстановке (например в течение всего дня у различных специалистов образовательного учреждения), сочиняют различные варианты исхода сказки, показывают театрализованные представления для детей других групп, для родителей.
Благодаря этим упражнениям можно совершенствовать словесно – логическое мышление ребёнка, грамматическую правильность его фразовых высказываний и словарный запас, а также автоматизировать вызванные звуки в самостоятельной речи.Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм связного высказывания - составлению творческих рассказов. Особую роль играет обсуждение с детьми воспитательного значения сказки, перенос сказочного сюжета на реальные события.
Наше общение со сказкой позволило:
- создавать у ребёнка эмоциональный настрой
- активизировать речевое общение, речевое творчество
- пополнять запас знаний дошкольника,
- совершенствовать познавательные процессы
- оказывать воспитательное воздействие.
Через моделирование и проигрывание сказок ребёнок не только проявляет свою речевую активность, но и наиболее полно выражает себя, открывает свой внутренний мир. Ребенок становится сам сценаристом, режиссером и актером в ходе совместной деятельности со взрослым, можетпроявить свою самостоятельность, творчество, конструктивное общение.
Как Земля и ее естественный спутник Луна не могут существовать друг без друга, так неразделимы понятия ДЕТСТВО и СКАЗКА. Мир ребенка безграничен, неиссякаем и столь же неизведан, как наша огромная планета. Сказка и работа с ней также многогранна и всегда разная, как Луна и таинственный Лунный свет. Уважаемые коллеги, предлагаю чаще путешествовать в мир сказки. С ее помощью нам будет легче понять мир ребенка, помочь ребенку ориентироваться на его жизненном пути.
Закончить семинар мне хотелось бы словами английского писателя Клайва С.Льюиса: «Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки».