Возникновение опыта связано с проблемой дошкольников овладения связной речи. У детей не развито свободное общение с взрослыми и детьми, наблюдаются проблемы в овладении конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Мы выявили недоразвитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, звуковой культуры речи.
Таким образом, анализ собственного опыта работы позволил выявить ряд противоречий:
- между новыми требованиями, предъявляемыми обществом к речевому и познавательному развитию детей и ухудшающимся состоянием речевого развития и познавательной активности детей дошкольного возраста;
- между недостаточной ориентированностью на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и творчества и традиционными формами организации образовательной деятельности.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею, ребёнок учится гуманистической философии жизни, верит в победу добра, любви и счастья. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
- воспитание любви ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире;
- заложение нравственных основ и начал;
- развитие связной речи.
Любовь к родной земле, её традициям и истории прививается с детства. Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Одним из наиболее эффективных способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга становится сказка.
С позиции речевого развития сказкам присуща лексико – образная функция, то есть способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, её художественно – образным богатством, сюжетной вариативностью. Внешне лексико – образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребёнка.
При использовании сказки в системе логопедических занятий решаются следующие цели:
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико – грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Сказка в работе с детьми, имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспитания.
Для отслеживания результатов изменений в ходе организации образовательной деятельности нами проводится систематический мониторинг развития связной речи воспитанников
Полный текст опыта
|