Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 03:12

ВЕЗНЕР ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

...
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Мои доклады [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои доклады

Информационные компьютерные технологии - комптенентность в работе учителя-логопеда

Информационные компьютерные технологии –

компетентность в работе учителя-логопеда

Везнер Оксана Валерьевна

Учитель-логопед МБДОУ № 53

         Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошёл в нашу жизнь, становясь важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей дошкольного возраста.

В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному мирууже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук и мультипликация привлекают внимание ребенка.

Применение компьютерных развивающих игр позволяет широко использовать межпредметные связи при обучении дошкольников. В одной мультимедийной презентации у педагога появляется возможность работать комплексно над формированием лексико-грамматических категорий, развитием связной речи, формированием элементарных математических представлений,  расширением кругозора ребенка, музыкальным развитием. Кроме того, предоставив  ребенку возможность самостоятельно действовать компьютерной мышью и клавиатурой, мы развиваем его мелкую моторику рук, координацию движений руки и глаза.

Использование информационных технологий на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность преподавания, более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда. Процесс коррекционного обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Со временем у детей утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. Общение с компьютером вызывает у дошкольника интерес - сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. 

Много лет, работая с детьми с ОВЗ, я накопила достаточно большую библиотеку авторских презентаций, игр, компьютерных упражнений.Это привело меня на мысль создания программно-методического обеспечения по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет, имеющими речевые нарушения.  Оно было разработано и апробировано на базе МБДОУ № 53 г. Магадана.

В процессе подготовки был учтён возраст, интеллектуальное развитие, физическое развитие детей подготовительной группы, сложившаяся потребность общества в овладении навыками работы на компьютере. Также в создание идеи данного пособия были учтены и интересы учителей-логопедов в проведении занятий с использованием  мультимедийных презентаций.

Работая над созданием данного пособия, было выявлено, что занятия с использованием мультимедийных презентаций способствовали развитию  мелкой моторики, словаря детей, лексико-грамматических категорий и связной речи воспитанников, а также психических процессов. Дети уже в дошкольном возрасте приобщились к компьютерному миру, у них увеличился интерес к обучению.Соблюдение требований СанПиН (см СанПиН 2.4.1.2731-10.п 12.21) при работе с компьютером позволяет ребенку овладеть навыком правильной осанки. Положительный эмоциональный настрой ребенка на включение в образовательную деятельность оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние дошкольника.

На специальных занятиях с учителем-логопедом компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и профилактики нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские практические мультимедийные презентации. Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Активное использование авторских презентаций направлено на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на развитие связной речи, формирование фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) и работа ведущей руки позволяют педагогу добиться оптимизации образовательного процесса, развития повышенного интересаребенка к занятиям со специалистом.  Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, такое представление учебного материала дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать его, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, темы занятия, что позволяет построить образовательную деятельность так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей дошкольников с речевыми нарушениями. Презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности. Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую. 

Программно-методическое обеспечение «Доктор Цифровик» рекомендовано учителям логопедам, педагогам коррекционных групп, родителям детей с нарушениями речи. В пособии представлены компьютерные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и речевыми расстройствами.  

 

 

Литература:

         На статью из журнала

  1. Вренёва Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ // Коррекционная педагогика.  2008. № 4. -  С. 50-53.
  2. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. 1998. № 1. – С. 47-55
  3. Королевская Т.К. «Видимая речь»: десять лет в России // Дефектология. 1999. № 4. – С. 57-65
  4. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. 2001. № 6. – С. 33-39
  5. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 6. – С. 67-69
  6. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире // Дефектология. 2005. № 6. – С. 64-70
  7. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 5 (14). – С. 285-287
  8. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. 1997. № 2. – С. 41-49

 

На книгу

  1. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005
  2. Мастюкова Е.М. Виды и причины отклонений в развитии детей // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия. – СПб. 2001 – С. 166-195
Категория: Мои доклады | Добавил: ёлка (25.01.2015)
Просмотров: 462 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
...
Новости на сайте
Календарь
Время жизни сайта
Это мой город!

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz